
Фрейд
Жан-Поль Сартр
- ISBN: 5-267-00167-8
- Жанр книги: Драматургия
Содержание → ПЕРВАЯ ЧАСТЬ (11) → Часть 2
Врач (Жанне). Смотрите на светящуюся точку. Смотрите хорошенько. (Наклоняется к. Жанне. )
Второй врач (поднося фонарь к лицу Полетты). Полетта, смотрите, не отводя глаз, на светящуюся точку. (Полетта вздрагивает. ) Смотрите! (Она покорно смотрит. Шарко, заложив руки за спину, прохаживается взад-вперед. ) Вы засыпаете! Спите, спите! (Полетта с широко раскрытыми глазами послушно засыпает, словно слегка оцепенев. )
Голос за кадром (врача, который обращается к Жанне). Вы уснули, Жанна. Уснули.
Фрейд увлеченно следит за каждой больной. Его взгляд перебегает от одной больной к другой, словно он наблюдает теннисный матч. Шарко подходит к Полетте и пристально смотрит ей прямо в глаза.
Шарко. Эта спит. (Обращаясь к помощникам, которые хлопочут вокруг Жанны. ) А другая?
Пауза. Помощники, склонившиеся над Жанной, распрямляются.
Помощник. Готово, она уснула.
Шарко продолжает расхаживать.
Шарко (профессорским, словно он говорит с кафедры, тоном). Состояние, в котором находятся обе наши больные, можно было бы определить как спровоцированный сомнамбулизм. Они подвержены любому внушению. Внимание! (Улыбаясь, он подходит к Полетте с видом настоящего иллюзиониста. Встав за ее спиной, окликает женщину. ) Полетта! Полетта! (Она вздрагивает. )
Полетта. Что?
Шарко. Она выздоровела. Полетта выздоровела. (Словно превосходный актер, он разыгрывает изумление. ) Смотрите! Ваша правая рука… шевелится! Попробуйте-ка шевельнуть ею. (Полетта шевелит левой рукой. ) Нет, не этой. Правой! (Полетта смотрит, как двигается ее левая рука. Постепенно начинает разжиматься и ее правая рука: Полетта наблюдает за движениями левой руки и имитирует их правой рукой. )
Во время этой сцены за кадром раздаются голоса помощников, которые занимаются Жанной.
Голоса. Жанна! Жанна! Вы здоровы. Вы здоровы. Здоровы!
Постепенно движения правой руки делаются все более гибкими. В конце концов движения обеих рук синхронизируются. Шарко отходит от Полетты и идет к Жанне, которая по-прежнему лежит на койке.
Шарко (властным тоном, он почти смешон в своем актерстве). Встань и иди!
Жанна с трудом садится на койку, потом с помощью ассистентов встает и стоит прямо, не опираясь на костыли.
Шарко. Иди! Иди же. (Жанна, пошатываясь, направляется к свободному стулу, стоящему возле Полетты, и не садится, а, скорее, падает на него. Полетта обеими руками продолжает делать какие-то странные движения, которые напоминают магические жесты заклятья. ) Первое следствие внушения – это снятие симптомов истерии. Само собой разумеется, гипнотизм неэффективен, когда мы имеем дело с органическими параличами. (Указывает на больных. ) Второе следствие состоит в том, что путем внушения мы вынуждаем больных воспроизводить их сильные истерические кризисы. (Он подходит к Жанне, которая, кажется, его не слышит. ) Жанна! Жанна!
Голос ассистента за кадром. Полетта! Полетта!
Шарко (склонившись к Жанне, шепчет ей на ухо). Бедняжка Жанна. Сейчас у тебя будет очередной приступ.
Голос за кадром. Кризис, Полетта, кризис!
Шарко. Жанна! Внимание! Веди себя осторожно, наступает кризис. Веди себя осторожно! (Жанна встает со стула и пытается идти. Грубо и неловко она мимикой выражает испуг, нежелание, гнев. )
Шарко (не без цинизма). Одна готова.
Мейнерт снова закрывает глаза, Фрейд потрясен. Он наклоняется…
(Жалкий оркестрик – скрипка, виолончель, пианино – играет…
Маленькая Сесили разглядывает афишу. Голос Сесили за кадром.…
Кладбище. Фрейд идет между могилами. Вдалеке кучка людей…
Фрейд и Брейер исчезли; стулья, на которых они сидели, стоят…
Марта подходит к Доре. Они целуются. Марта. Дора, как твое…
Обширное помещение, которое служит Сесили жилой комнатой.…
В детской. Чуть позже. Наступает ночь. Марта сидит…
В карете «скорой помощи». Фрейд и Брейер молчат. Брейер…
Вена. Октябрь 1886 года. Медицинское общество. Амфитеатр. На…
Вдруг господин Кёртнер резко склоняется к лицу Сесили,…
Фрейд оборачивается к контролеру – это уже не Якоб, а…
Фрейд (в цилиндре и сюртуке) выходит в одиночестве из зала.…
Шепот за кадром. Полетта! Бедняжка Полетта! Шарко (он следует…
Квартира Фрейдов. Столовая. Входит Марта. Горничная накрывает…
Кадр исчезает. В комнате Сесили. Она проснулась и тревожно…
Кондитерская. Приказчики (трое молодых людей за прилавками,…
Сесили. Не помню. (Теперь она говорит более хриплым голосом.…
Флисс. Я не могу тебе помочь, потому что я тебя не одобряю.…