Жан-Поль Сартр Фрейд. www.oyimayoo1976.narod.ru
Жан-Поль Сартр Фрейд Азбука 2000 5-267-00167-8

Фрейд

Жан-Поль Сартр


  • ISBN: 5-267-00167-8
  • Жанр книги: Драматургия

Фрейд:

СодержаниеПЕРВАЯ ЧАСТЬ (11) → Часть 2

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ (11)

Часть 2

Врач (Жанне). Смотрите на светящуюся точку. Смотрите хорошенько. (Наклоняется к. Жанне. )

Второй врач (поднося фонарь к лицу Полетты). Полет­та, смотрите, не отводя глаз, на светящуюся точку. (Полетта вздрагивает. ) Смотрите! (Она покорно смотрит. Шарко, заложив руки за спину, прохаживается взад-вперед. ) Вы засыпаете! Спите, спите! (Полетта с широко раскрытыми глазами послушно засыпает, словно слегка оцепенев. )

Голос за кадром (врача, который обращается к Жан­не). Вы уснули, Жанна. Уснули.

Фрейд увлеченно следит за каждой больной. Его взгляд перебегает от одной больной к другой, словно он наблюдает теннисный матч. Шарко подходит к Полетте и пристально смотрит ей прямо в глаза.

Шарко. Эта спит. (Обращаясь к помощникам, которые хлопочут вокруг Жанны. ) А другая?

Пауза. Помощники, склонившиеся над Жанной, распрямляются.

Помощник. Готово, она уснула.

Шарко продолжает расхаживать.

Шарко (профессорским, словно он говорит с кафедры, тоном). Состояние, в котором находятся обе наши больные, можно было бы определить как спровоцированный сомнамбу­лизм. Они подвержены любому внушению. Внимание! (Улыба­ясь, он подходит к Полетте с видом настоящего иллюзи­ониста. Встав за ее спиной, окликает женщину. ) Полетта! Полетта! (Она вздрагивает. )

Полетта. Что?

Шарко. Она выздоровела. Полетта выздоровела. (Словно превосходный актер, он разыгрывает изумление. ) Смотри­те! Ваша правая рука… шевелится! Попробуйте-ка шевельнуть ею. (Полетта шевелит левой рукой. ) Нет, не этой. Правой! (Полетта смотрит, как двигается ее левая рука. Постепен­но начинает разжиматься и ее правая рука: Полетта на­блюдает за движениями левой руки и имитирует их пра­вой рукой. )

Во время этой сцены за кадром раздаются голоса помощников, которые занимаются Жанной.

Голоса. Жанна! Жанна! Вы здоровы. Вы здоровы. Здоровы!

Постепенно движения правой руки делаются все более гибкими. В конце концов движения обеих рук синхронизируются. Шарко отходит от Полетты и идет к Жанне, которая по-прежнему лежит на койке.

Шарко (властным тоном, он почти смешон в своем ак­терстве). Встань и иди!

Жанна с трудом садится на койку, потом с помощью ассистентов встает и стоит прямо, не опираясь на костыли.

Шарко. Иди! Иди же. (Жанна, пошатываясь, направля­ется к свободному стулу, стоящему возле Полетты, и не садится, а, скорее, падает на него. Полетта обеими рука­ми продолжает делать какие-то странные движения, ко­торые напоминают магические жесты заклятья. ) Первое следствие внушения – это снятие симптомов истерии. Само собой разумеется, гипнотизм неэффективен, когда мы имеем дело с органическими параличами. (Указывает на больных. ) Второе следствие состоит в том, что путем внушения мы вынуж­даем больных воспроизводить их сильные истерические кризисы. (Он подходит к Жанне, которая, кажется, его не слы­шит. ) Жанна! Жанна!

Голос ассистента за кадром. Полетта! Полетта!

Шарко (склонившись к Жанне, шепчет ей на ухо). Бед­няжка Жанна. Сейчас у тебя будет очередной приступ.

Голос за кадром. Кризис, Полетта, кризис!

Шарко. Жанна! Внимание! Веди себя осторожно, наступает кризис. Веди себя осторожно! (Жанна встает со стула и пытается идти. Грубо и неловко она мимикой выражает испуг, нежелание, гнев. )

Шарко (не без цинизма). Одна готова.

Закладки

Мейнерт снова закрывает глаза, Фрейд потрясен. Он наклоняется…

(Жалкий оркестрик – скрипка, виолончель, пианино – играет…

Маленькая Сесили разглядывает афишу. Голос Сесили за кадром.…

Кладбище. Фрейд идет между могилами. Вдалеке кучка людей…



Фрейд и Брейер исчезли; стулья, на которых они сидели, стоят…

Марта подходит к Доре. Они целуются. Марта. Дора, как твое…

Обширное помещение, которое служит Сесили жилой комнатой.…

В детской. Чуть позже. Наступает ночь. Марта сидит…

В карете «скорой помощи». Фрейд и Брейер молчат. Брейер…

Вена. Октябрь 1886 года. Медицинское общество. Амфитеатр. На…

Вдруг господин Кёртнер резко склоняется к лицу Сесили,…

Фрейд оборачивается к контролеру – это уже не Якоб, а…

Фрейд (в цилиндре и сюртуке) выходит в одиночестве из зала.…

Шепот за кадром. Полетта! Бедняжка Полетта! Шарко (он следует…

Квартира Фрейдов. Столовая. Входит Марта. Горничная накрывает…

Кадр исчезает. В комнате Сесили. Она проснулась и тревожно…

Кондитерская. Приказчики (трое молодых людей за прилавками,…

Сесили. Не помню. (Теперь она говорит более хриплым голосом.…

Флисс. Я не могу тебе помочь, потому что я тебя не одобряю.…

Hosted by uCoz